![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEjNtQ5p0U6P_Y5BXqAlRtZxU4BACy7GqcsheyLKb-otU2QLP-kkv36CNF_OEQU2zno0LhAZ2yhU5fUYo8WyPKuBRL5ghojzouE2Dj4V8JP4HHT1MxbDC8vKIc9i40bFy4lNJQv2PADNAVU/s1600/ssj100.jpg)
![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111025_komsomolsk_031/web.jpg)
Россия, Комсомольск-на-Амуре, Комсомольский авиастроительный завод «КнААПО»
Фотограф, блоггер Сергей Доля представил отличный фоторепортаж о производстве нового российского самолета Сухой Суперджет100:
При словах "отечественное производство " у меня в голове всплывает картина полуразрушенного цеха с протекающей крышей и ржавыми лестницами, криво уходящими под потолок. Какого же было мое удивление, когда я оказался в Комсомольске-на-Амуре в цеху, где производят самолеты Сухой Суперджет100 - абсолютно чистый цех, который надраивают 4 раза в день полотером, предупреждающие таблички у каждого люка, аккуратно одетый персонал…
На заводе работает около 12 тысяч человек, и производство разделено на 2 площадки. На первой из алюминиевых заготовок изготавливают фюзеляж, а на второй к нему прикрепляют крылья, устанавливают в самолет всю авионику и двигатели. Сегодня я покажу вам, как кусок алюминия превращается в самолет…
![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_227/web.jpg)
3. ![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_252/web.jpg)
![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_252/web.jpg)
Современные самолеты создаются "в цифре". Из Москвы в Комсомольск-на-Амуре по сети передают электронные модели деталей и агрегатов самолетов. Инженеры завода пишут программы для станков с ЧПУ и адаптируют чертежи к производству. То есть, они получают из Москвы электронные модели, а дальше самостоятельно разрабатывают оснастку, инструмент и технологические процессы для изготовления этих деталей.
Кстати, самолет Сухой Суперджет стал первым российским самолетом, полностью созданным на основе цифровых технологий, что позволило сократить время процесса подготовки его производства на 2 года:
4. ![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_155/web.jpg)
![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_155/web.jpg)
Начинается все с цеха механической обработки, куда подвозят увесистые алюминиевые заготовки и превращают их в детали будущего самолета:
5. ![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_210/web.jpg)
![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_210/web.jpg)
В цехе стоят огромные полностью закрытые станки с ЧПУ:
6. ![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_219/web.jpg)
![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_219/web.jpg)
Всего таких станков для производства Суперджета было закуплено более 30 штук:
7. ![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_193/web.jpg)
![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_193/web.jpg)
Вся стружка из станков автоматически попадает по стружкопроводу в контейнеры и уходит на переработку:
8. ![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_191/web.jpg)
![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_191/web.jpg)
Заготовка зажимается на поворотном столе и обрабатывается по программе без участия человека:
9. ![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_207/web.jpg)
![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_207/web.jpg)
Оператор станка стоит снаружи и наблюдает за процессом по монитору. Отсюда же происходит и все управление:
10. ![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_201/web.jpg)
![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_201/web.jpg)
Вручную лишь устанавливают заготовки:
11. ![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_217/web.jpg)
![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_217/web.jpg)
Однажды у Микеланджело спросили, как он создаёт свои скульптуры. Он ответил: "Очень просто, я беру камень и отсекаю все лишнее". Подобно великому итальянскому творцу, станки Сухого отсекают острыми фрезами весь лишний метал:
12. ![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_215/web.jpg)
![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_215/web.jpg)
Станки могут фрезеровать очень сложные по форме и большие по размеру детали, благодаря программам, написанным инженерами КнААПО:
13. ![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_192/web.jpg)
![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_192/web.jpg)
Все, что выглядит как штамповка, на самом деле было "выстругано" из большого куска алюминия на фрезеровочных станках:
14. ![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_204/web.jpg)
![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_204/web.jpg)
В фюзеляже самолета более 40 тысяч заклепок и еще 15 тысяч в крыле. Сверление отверстий и установка заклёпок в панелях крыла и фюзеляжа производится на клёпальном автомате лазером:
15. ![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_198/web.jpg)
![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_198/web.jpg)
Лазером же вырезают мелкие детали:
16. ![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_200/web.jpg)
![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_200/web.jpg)
В самолете практически нет прямых деталей. Для придания нужной кривизны используют набор форм для обтяжки на специальном прессе:
17. ![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_181/web.jpg)
![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_181/web.jpg)
18. ![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_194/web.jpg)
![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_194/web.jpg)
Деталь устанавливают в пресс, прижимают ремнями и по программе прикладывают усилия, необходимые для её формообразования:
19. ![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_195/web.jpg)
![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_195/web.jpg)
20. ![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_196/web.jpg)
![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_196/web.jpg)
21. ![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_179/web.jpg)
![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_179/web.jpg)
Обшивки крыла доводят до нужной формы на отдельном прессе в ручном режиме:
22. ![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_185/web.jpg)
![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_185/web.jpg)
23. ![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_186/web.jpg)
![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_186/web.jpg)
Изготовленные обшивки крыла контролируются на специальном стенде с набором шаблонов. Отклонение 14-метровых обшивок крыла должно быть не более +/- 1 мм:
24. ![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_188/web.jpg)
![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_188/web.jpg)
Если отклонение больше, то деталь доводят дробью в специальной установке:
25. ![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_187/web.jpg)
![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_187/web.jpg)
После того, как детали приобрели нужную форму, их покрывают грунтом для защиты от коррозии:
26. ![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_169/web.jpg)
![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_169/web.jpg)
27. ![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_168/web.jpg)
![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_168/web.jpg)
Для каждой панели фюзеляжа существует своя оснастка, называемая "палетой":
28. ![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_172/web.jpg)
![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_172/web.jpg)
Закрепленные в палетах панели попадают на станки автоматической клепки. В каждом самолете примерно 55 000 заклепок:
29. ![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_170/web.jpg)
![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_170/web.jpg)
Весь процесс полностью автоматизирован и управляется парой человек:
30. ![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_171/web.jpg)
![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_171/web.jpg)
Разметка установки технологического крепежа производится вручную:
31. ![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_174/web.jpg)
![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_174/web.jpg)
Автомат пока не может полностью заменить человека, и некоторые места для клепки приходится размечать рабочим:
32. ![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_160/web.jpg)
![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_160/web.jpg)
После стыковки фюзеляж устанавливается в эстакаду внестапельных работ, где производится его окончательная сборка:
33. ![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_250/web.jpg)
![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_250/web.jpg)
По номеру видно, что идет сборка 20-го самолета:
34. ![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_246/web.jpg)
![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_246/web.jpg)
Отверстия болтовых соединений обрабатывают специальным образом, чтобы не было люфта:
35. ![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_176/web.jpg)
![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_176/web.jpg)
Чем плотнее стык, тем больше ресурс у детали:
36. ![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_177/web.jpg)
![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_177/web.jpg)
Стапель сборки лонжерона крыла:
37. ![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_165/web.jpg)
![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_165/web.jpg)
38. ![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_164/web.jpg)
![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_164/web.jpg)
Наушники – обязательный элемент для техники безопасности труда при ручной клепке:
39. ![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_162/web.jpg)
![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_162/web.jpg)
Шпангоут, который завершает пассажирский салон и отделяет его от хвостовой части, где расположена вспомогательная силовая установка (ВСУ):
40. ![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_228/web.jpg)
![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_228/web.jpg)
Центроплан - центральная часть крыла самолёта. К нему присоединяют крылья, а внутри него расположен бензобак:
41. ![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_224/web.jpg)
![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_224/web.jpg)
Цех, в котором собирают крылья:
42. ![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_230/web.jpg)
![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_230/web.jpg)
В стапеле производится установка лонжеронов и нервюр крыла:
43. ![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_229/web.jpg)
![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_229/web.jpg)
Номер 95021 обозначает, что это отъемная часть крыла для самолета с порядковым номером №021. Всего Сухой произвел уже 11 самолетов:
44. ![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_235/web.jpg)
![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_235/web.jpg)
На нижней поверхности крыла оставляют люки для доступа внутрь крыла и его обслуживания в процессе эксплуатации самолёта:
45. ![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_232/web.jpg)
![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_232/web.jpg)
Все они закрываются подобными съемными крышками:
46. ![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_211/web.jpg)
![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_211/web.jpg)
Внутренние полости крыла, также как и центроплан, используют в качестве топливного бака:
47. ![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_239/web.jpg)
![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_239/web.jpg)
В этом цехе собирают отсеки фюзеляжа, которые затем стыкуют между собой:
48. ![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_221/web.jpg)
![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_221/web.jpg)
Состыкованные панели фюзеляжа перед передачей в цех изготовления отсеков фюзеляжа:
49. ![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_240/web.jpg)
![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_240/web.jpg)
В каждом цехе на стене висит подробная информация о том, что в нем собирают:
50. ![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_241/web.jpg)
![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_241/web.jpg)
Здесь же собирают будущий пол самолета с рельсами для кресел:
51. ![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_226/web.jpg)
![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_226/web.jpg)
И устанавливают его в фюзеляж:
52. ![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_248/web.jpg)
![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_248/web.jpg)
После установки его накрывают технологическим полом:
53. ![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_245/web.jpg)
![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_245/web.jpg)
(Автор этого фото Марат Гизатулин - kukuksumushu)
Под ним расположен багажный отсек:
54. ![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_244/web.jpg)
![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_244/web.jpg)
Секции фюзеляжа стыкуются автоматически на стенде:
55. ![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_249/web.jpg)
![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_249/web.jpg)
Таких стендов пока нет ни на одном другом российском заводе, включая военные:
56. ![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_242/web.jpg)
![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111026_komsomolsk_242/web.jpg)
В следующем посте читайте рассказ о втором цехе Сухого, где самолеты окончательно собирают и отправляют в небо. Кроме неба будут девушки и, естественно, самолеты. Stay Tuned!
57. ![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111025_komsomolsk_144/web.jpg)
![](http://gallery.me.com/sdolya/101923/20111025_komsomolsk_144/web.jpg)
В настоящее время каждый самолет производится за 180 дней. Перед заводом стоит задача ускорить производство, чтобы постройка самолета занимала 54 дня.
Если в данный момент 1 такт производства составляет 30 дней, то это означает, что Сухой выпускает по 1 самолету каждый месяц. В дальнейшем каждый такт сократится до 9 дней, что позволит выпускать по 3 самолета в месяц.
Каталожная цена Суперджета 31,7 миллионов долларов. Из них только кресла салона стоят 1,2 миллиона долларов. Двигатели стоят 25% от стоимости самолета.
Основные конкуренты Сухого Суперджета - Эмбраер E-190, Бомбардье CRJ900-1000 и АН-158.
Вторую, не менее интересную, часть репортажа читайте на сайте автора: http://sergeydolya.livejournal.com
Источник: sergeydolya.livejournal.com
Просмотреть Без названия на карте большего размера
0 коммент.:
Отправить комментарий