Производство SUPERJET100



Россия, Комсомольск-на-Амуре, Комсомольский авиастроительный завод «КнААПО»


Фотограф, блоггер Сергей Доля представил отличный фоторепортаж о производстве нового российского самолета Сухой Суперджет100:


При словах "отечественное производство " у меня в голове всплывает картина полуразрушенного цеха с протекающей крышей и ржавыми лестницами, криво уходящими под потолок. Какого же было мое удивление, когда я оказался в Комсомольске-на-Амуре в цеху, где производят самолеты Сухой Суперджет100 - абсолютно чистый цех, который надраивают 4 раза в день полотером, предупреждающие таблички у каждого люка, аккуратно одетый персонал… 


На заводе работает около 12 тысяч человек, и производство разделено на 2 площадки. На первой из алюминиевых заготовок изготавливают фюзеляж, а на второй к нему прикрепляют крылья, устанавливают в самолет всю авионику и двигатели. Сегодня я покажу вам, как кусок алюминия превращается в самолет…






3. 



Современные самолеты создаются "в цифре". Из Москвы в Комсомольск-на-Амуре по сети передают электронные модели деталей и агрегатов самолетов. Инженеры завода пишут программы для станков с ЧПУ и адаптируют чертежи к производству. То есть, они получают из Москвы электронные модели, а дальше самостоятельно разрабатывают оснастку, инструмент и технологические процессы для изготовления этих деталей. 



Кстати, самолет Сухой Суперджет стал первым российским самолетом, полностью созданным на основе цифровых технологий, что позволило сократить время процесса подготовки его производства на 2 года:



4. 



Начинается все с цеха механической обработки, куда подвозят увесистые алюминиевые заготовки и превращают их в детали будущего самолета: 



5. 



В цехе стоят огромные полностью закрытые станки с ЧПУ:



6. 



Всего таких станков для производства Суперджета было закуплено более 30 штук:



7. 



Вся стружка из станков автоматически попадает по стружкопроводу в контейнеры и уходит на переработку:



8. 



Заготовка зажимается на поворотном столе и обрабатывается по программе без участия человека:



9. 



Оператор станка стоит снаружи и наблюдает за процессом по монитору. Отсюда же происходит и все управление:



10. 



Вручную лишь устанавливают заготовки: 



11. 



Однажды у Микеланджело спросили, как он создаёт свои скульптуры. Он ответил: "Очень просто, я беру камень и отсекаю все лишнее". Подобно великому итальянскому творцу, станки Сухого отсекают острыми фрезами весь лишний метал:



12. 



Станки могут фрезеровать очень сложные по форме и большие по размеру детали, благодаря программам, написанным инженерами КнААПО:



13. 



Все, что выглядит как штамповка, на самом деле было "выстругано" из большого куска алюминия на фрезеровочных станках:



14. 



В фюзеляже самолета более 40 тысяч заклепок и еще 15 тысяч в крыле. Сверление отверстий и установка заклёпок в панелях крыла и фюзеляжа производится на клёпальном автомате лазером:



15. 



Лазером же вырезают мелкие детали:



16. 



В самолете практически нет прямых деталей. Для придания нужной кривизны используют набор форм для обтяжки на специальном прессе:



17. 



18. 



Деталь устанавливают в пресс, прижимают ремнями и по программе прикладывают усилия, необходимые для её формообразования:



19. 



20. 



21. 



Обшивки крыла доводят до нужной формы на отдельном прессе в ручном режиме:



22. 



23. 



Изготовленные обшивки крыла контролируются на специальном стенде с набором шаблонов. Отклонение 14-метровых обшивок крыла должно быть не более +/- 1 мм:



24. 



Если отклонение больше, то деталь доводят дробью в специальной установке:



25. 



После того, как детали приобрели нужную форму, их покрывают грунтом для защиты от коррозии:



26. 



27. 



Для каждой панели фюзеляжа существует своя оснастка, называемая "палетой":



28. 



Закрепленные в палетах панели попадают на станки автоматической клепки. В каждом самолете примерно 55 000 заклепок:



29. 



Весь процесс полностью автоматизирован и управляется парой человек:



30. 



Разметка установки технологического крепежа производится вручную:



31. 



Автомат пока не может полностью заменить человека, и некоторые места для клепки приходится размечать рабочим: 



32. 



После стыковки фюзеляж устанавливается в эстакаду внестапельных работ, где производится его окончательная сборка:



33. 



По номеру видно, что идет сборка 20-го самолета:



34. 



Отверстия болтовых соединений обрабатывают специальным образом, чтобы не было люфта:



35. 



Чем плотнее стык, тем больше ресурс у детали: 



36. 



Стапель сборки лонжерона крыла:



37. 



38. 



Наушники – обязательный элемент для техники безопасности труда при ручной клепке:



39. 



Шпангоут, который завершает пассажирский салон и отделяет его от хвостовой части, где расположена вспомогательная силовая установка (ВСУ): 



40. 



Центроплан - центральная часть крыла самолёта. К нему присоединяют крылья, а внутри него расположен бензобак:



41. 



Цех, в котором собирают крылья:



42. 



В стапеле производится установка лонжеронов и нервюр крыла:



43. 



Номер 95021 обозначает, что это отъемная часть крыла для самолета с порядковым номером №021. Всего Сухой произвел уже 11 самолетов:



44. 



На нижней поверхности крыла оставляют люки для доступа внутрь крыла и его обслуживания в процессе эксплуатации самолёта:



45. 



Все они закрываются подобными съемными крышками: 



46. 



Внутренние полости крыла, также как и центроплан, используют в качестве топливного бака:



47. 



В этом цехе собирают отсеки фюзеляжа, которые затем стыкуют между собой:



48. 



Состыкованные панели фюзеляжа перед передачей в цех изготовления отсеков фюзеляжа:



49. 



В каждом цехе на стене висит подробная информация о том, что в нем собирают: 



50. 



Здесь же собирают будущий пол самолета с рельсами для кресел:



51. 



И устанавливают его в фюзеляж:



52. 



После установки его накрывают технологическим полом:



53. 




(Автор этого фото Марат Гизатулин - kukuksumushu)



Под ним расположен багажный отсек: 


54. 



Секции фюзеляжа стыкуются автоматически на стенде:



55. 



Таких стендов пока нет ни на одном другом российском заводе, включая военные:



56. 



В следующем посте читайте рассказ о втором цехе Сухого, где самолеты окончательно собирают и отправляют в небо. Кроме неба будут девушки и, естественно, самолеты. Stay Tuned!



57. 


В настоящее время каждый самолет производится за 180 дней. Перед заводом стоит задача ускорить производство, чтобы постройка самолета занимала 54 дня. 


Если в данный момент 1 такт производства составляет 30 дней, то это означает, что Сухой выпускает по 1 самолету каждый месяц. В дальнейшем каждый такт сократится до 9 дней, что позволит выпускать по 3 самолета в месяц.


Каталожная цена Суперджета 31,7 миллионов долларов. Из них только кресла салона стоят 1,2 миллиона долларов. Двигатели стоят 25% от стоимости самолета. 


Основные конкуренты Сухого Суперджета - Эмбраер E-190, Бомбардье CRJ900-1000 и АН-158.


Вторую, не менее интересную, часть репортажа читайте на сайте автора: http://sergeydolya.livejournal.com

Источник: sergeydolya.livejournal.com



Просмотреть Без названия на карте большего размера

0 коммент.:

Отправить комментарий