Любой проект реализуется командой, при этом каждый участник команды - уникальная личность со своими особенностями, в сумме эти особенности приводят к успеху, при отсутствии роли или не разграничения ролей - к провалу.
Посмотрим два подхода к классификации команды по Азизесу и по Белбину применительно к ИТ проектам.
Код Азизеса
Модель Адизеса PAEI описывает четыре ключевые роли, которые составляют основу успеха управленческой команды: Producer, Administrator, Entrepreneur и Integrator.По Адизесу, один человек просто не в состоянии воплощать в себе все четыре роли, соответствуя всем требованиям организации. Таким образом, компании есть смысл собрать команду, которая будет способна справиться с любыми вызовами, которые бросает реальность бизнеса. Кстати, участников в команде вовсе необязательно должно быть именно четыре: это число может быть как больше, так и меньше, главное – чтобы все указанные роли были охвачены.
P – производство результатов
A – административная роль
E – предпринимательская роль
I – интеграционная роль
Разберем каждую роль:
P - Producer
Проекту необходимо быть результативным. То есть – достигнуть определенных целей и показать результаты. Самым важным вопросом, на который надо при этом найти ответ, - ради чего проект запустили? И вопрос этот не из легких… Почему, зачем, ради чего наша деятельность? Для кого мы работаем? И результативность измеряется вовсе не объемом полученных денег, а числом лояльных клиентов после реализации проекта.
А - Administrator
А что такое для проекта – быть эффективным? Это значит, не тратить энергию и ресурсы попусту, систематизировать все процессы, максимально полно их использовать. Эта роль носит название администратора.
E – Entrepreneur
Что нужно делать, чтобы быть результативным в долгосрочной перспективе? Занять на рынке максимально удачное положение – чтобы совершать все действия вовремя, эффективно планировать и четко понимать, что именно вы будете делать сегодня, завтра или послезавтра для достижения своих целей. Тут необходима определенная доля риска и творчества – в конце концов, как знать наверняка, что день грядущий нам готовит, что надо будет делать, и куда надо будет идти? И вот роль такого управленца, который готов идти на риски и обладает гибким творческим умом, называется предприниматель.
I – Integrator
А каков же залог долгосрочной эффективности? Адизес говорит, что для этого необходимо иметь «органичное организационное сознание, отличное от механистического». Что стоит при этом принимать во внимание? Прежде всего, такой фактор как взаимозависимость компонентов и контекст ответственности каждого участника команды за все, что происходит. И. Адизес приводит пример компании, в которой при снижении продаж отдел производства говорит, что это – проблема департамента продаж, в свою очередь продажники «переводят стрелки» на кого-то еще… и такая волынка тянется бесконечно. Если нет ответственности и взаимозависимости, нет и интеграции.
Классификация Белбина
Одной из самых известных классификаций типов ролей в команде является классификация Белбина. Он выделил восемь типов ролей в команде в зависимости от социально-психологических особенностей личности.
1. Аналитик. Стратег (АС)
2. Генератор Идей
3. Исследователь ресурсов (ИР)
4. Мотиватор.
5. Вдохновитель Команды (ВК)
6. Контролер
7. Специалист
8. Производитель (Работник Компании РК)
Посмотрим два подхода к классификации команды по Азизесу и по Белбину применительно к ИТ проектам.
Код Азизеса
Модель Адизеса PAEI описывает четыре ключевые роли, которые составляют основу успеха управленческой команды: Producer, Administrator, Entrepreneur и Integrator.По Адизесу, один человек просто не в состоянии воплощать в себе все четыре роли, соответствуя всем требованиям организации. Таким образом, компании есть смысл собрать команду, которая будет способна справиться с любыми вызовами, которые бросает реальность бизнеса. Кстати, участников в команде вовсе необязательно должно быть именно четыре: это число может быть как больше, так и меньше, главное – чтобы все указанные роли были охвачены.
P – производство результатов
A – административная роль
E – предпринимательская роль
I – интеграционная роль
Разберем каждую роль:
P - Producer
Проекту необходимо быть результативным. То есть – достигнуть определенных целей и показать результаты. Самым важным вопросом, на который надо при этом найти ответ, - ради чего проект запустили? И вопрос этот не из легких… Почему, зачем, ради чего наша деятельность? Для кого мы работаем? И результативность измеряется вовсе не объемом полученных денег, а числом лояльных клиентов после реализации проекта.
А - Administrator
А что такое для проекта – быть эффективным? Это значит, не тратить энергию и ресурсы попусту, систематизировать все процессы, максимально полно их использовать. Эта роль носит название администратора.
E – Entrepreneur
Что нужно делать, чтобы быть результативным в долгосрочной перспективе? Занять на рынке максимально удачное положение – чтобы совершать все действия вовремя, эффективно планировать и четко понимать, что именно вы будете делать сегодня, завтра или послезавтра для достижения своих целей. Тут необходима определенная доля риска и творчества – в конце концов, как знать наверняка, что день грядущий нам готовит, что надо будет делать, и куда надо будет идти? И вот роль такого управленца, который готов идти на риски и обладает гибким творческим умом, называется предприниматель.
I – Integrator
А каков же залог долгосрочной эффективности? Адизес говорит, что для этого необходимо иметь «органичное организационное сознание, отличное от механистического». Что стоит при этом принимать во внимание? Прежде всего, такой фактор как взаимозависимость компонентов и контекст ответственности каждого участника команды за все, что происходит. И. Адизес приводит пример компании, в которой при снижении продаж отдел производства говорит, что это – проблема департамента продаж, в свою очередь продажники «переводят стрелки» на кого-то еще… и такая волынка тянется бесконечно. Если нет ответственности и взаимозависимости, нет и интеграции.
Классификация Белбина
Одной из самых известных классификаций типов ролей в команде является классификация Белбина. Он выделил восемь типов ролей в команде в зависимости от социально-психологических особенностей личности.
1. Аналитик. Стратег (АС)
2. Генератор Идей
3. Исследователь ресурсов (ИР)
4. Мотиватор.
5. Вдохновитель Команды (ВК)
6. Контролер
7. Специалист
8. Производитель (Работник Компании РК)
Команда требует разностороннего формирования состава – единообразие крайне вредно для ее профессионального уровня. Часть «нефункциональных» командных навыков не имеет ролевой привязки, но является обязательной для успешного функционирования.
Книга Ицхака Адизеса
0 коммент.:
Отправить комментарий